Давайте сначала разберемся, что означает это слово. В словаре Ушакова указано, что оно происходит от французского “baguette”, что буквально переводится как “палочка”. Великий лингвист также поясняет, что так называют резную крашеную планку, используемую для изготовления рамок или украшения стен.
Придется принять такое толкование, ведь мы знаем, что значение большинства слов меняется со временем. Роскошный золотой багет, созданный искусными мастерами прошлого и представленный в музеях мира, сложно назвать “резной крашеной планкой”. Но не будем слишком строги к филологическому патриарху и спишем все на быстротечность времени.
С течением времени все сложнее. Многие источники утверждают, что первые упоминания о резном багете встречаются в литературе с 12 века. Однако есть и другие, более убедительные доказательства, что этот вид декоративного искусства имеет гораздо более древние корни. Откуда же возникло это противоречие? Скорее всего, дело в самом названии. Именно в то время такой способ оформления картин стал широко распространенным, и вместе с ним по Европе распространилось и его французское название.
Если взглянуть шире и обратиться к фактам, то задолго до появления привычных живописных полотен в рамах, интерьерный багет был широко распространен и являлся стандартным элементом дизайна в храмах, роскошных виллах и дворцах античности. С точки зрения современной теории оформительского искусства, итальянский багет того времени был весьма совершенен. Он был полностью интегрирован в живописные композиции, составляя с ними единое целое, что сегодня считается верхом изящества и мастерства в оформлении, подтверждая цикличность направлений в искусстве.
С упадком упомянутых цивилизаций изменились и художественные запросы людей. В темный и мрачный период средневековья, с его нарочитым аскетизмом, декоративные бордюры стали использоваться ограниченно, и то, что можно назвать художественным багетом, встречалось лишь при оформлении рукописей. Интересно, что здесь присутствовал глубинный, почти философский смысл: считалось, что орнамент должен четко разграничивать хаос внешнего мира с точностью и порядком, содержащимися в текстах. Согласитесь, в этом есть своя логика!
Подлинный расцвет декоративного багета, позволивший проявить все замечательные черты этого удивительного изобретения, начался лишь в XI столетии, в период золотого века готики, подарившего миру фантастические творения декоративного искусства, которые восхищают нас и по сей день.
К счастью наших современников, чудом сохранились великолепные алтари, рамы для икон, триптихи и другие произведения искусства, которые сегодня сложно классифицировать. В это время частично восстановился принцип интеграции: готические художники использовали ту же древесину для создания багетов, что и для самих настенных полотен.
Позже, с развитием новых техник живописи, эволюция оформительского искусства пошла по пути отделения картин от стен сооружений. Именно тогда появились первые попытки оформления картин в багет. Достойные образцы, созданные для работ Джотто, можно увидеть в музеях Тосканы.
Багетные рамы того времени, имитирующие мрамор и украшенные резными фигурками святых, по тщательности изготовления и изяществу могут конкурировать с современными высокотехнологичными образцами.
Однако деревянные рамы, напоминающие те, что можно купить сегодня, появились значительно позже, в конце XV века, когда мир узнал о революционной технологии живописи по холсту. Такие картины добавили рамкам дополнительную задачу — защищать нежные полотна. После этого багетное искусство стало самостоятельной частью декоративно-прикладного искусства и продолжало развиваться, находя новые цели и ниши.
Темпы развития особенно возросли в наш высокотехнологичный век, благодаря появлению новых материалов и компьютерных технологий. Эти инновации позволяют мастерам абстрагироваться от рутины и полностью посвятить себя творческому процессу, создавая уникальные узоры, композиции и формы.
Примечательно, что утилитарное значение багета как средства защиты классической живописи снова отходит на второй план, уступая место декоративным качествам. Основное назначение багета остается прежним — придание эстетического совершенства самым разнообразным предметам, от фотографий и зеркал до художественной вышивки и компьютерных мониторов.
Современные материалы используются в двух направлениях. С одной стороны, полированный металл и пластик с невероятными оттенками предоставляют художникам неограниченные возможности для реализации нестандартных идей и экспериментов с цветом и формой. С другой стороны, эти же материалы в сочетании с высокими технологиями позволяют создавать точные имитации, давая каждому возможность прикоснуться к таинственному очарованию прошлого.