Сегодня привычно видеть багетное оформление картин или панно, икон или фотографий. Багеты вошли в традиции оформления. Но так было не всегда.
Как возникло багетное оформление?
В третьем тысячелетии до нашей эры мозаичные панно, в которых отображались мифические сценки, были обрамлены бордюрами. Вот такие бордюры и стали прародителями багет. Используя бордюр, достигалось лучшее выделение мозаики на пространстве стены. В то время такой багет составлял одно целое с картиной. Но так начиналась история багета.
В средневековье в книгах с помощью бордюров текст отделялся от другого содержания, а также ими украшалась книга. Начало одиннадцатого века - развивается оформление интерьеров храмов и церквей. И тогда иконы начинает украшать деревянный багет с искусной резьбой. Однако багет, как классика оформления, берет начало с итальянских иконописцев Джотто и Чимабуэ семнадцатого века.
В начале своего развития применение рам было предназначено для защиты картин. Однако благодаря Италии, центру живописи и искусства, багеты становятся отдельным искусством. В шестнадцатом веке сначала в Италии, а после в Испании и Франции, развивается багетная мастерская. В них развивалось и совершенствовалось багетное искусство.
Багет в стилях обрамления
Багетная рамка, как и другие творения искусства, несет след того стиля, который распространен в той или иной стране. Студия багетного дизайна Италии практиковала багеты в духе Ренессанса, а французская студия - в стиле Рококо. С изменением моды, иных факторов, претерпевали изменения и стилистика обрамляющих холсты рам.
Однако имеются много багет, которые не причислишь ни к одному из стилей. Также нельзя и определить место изготовления. К таким багетам относятся творения художников Европы в девятнадцатом веке.
В багетах в стиле Ренессанс «Cassetta» декоративную роль несет желоб по всему периметру картины. Этот желоб имел украшения, которые пришли с традиций страны изготовления рамы.
Особый стиль Маньеризм возник в середине шестнадцатого века одновременно в Голландии, Англии, Испании, а также в Италии. Багет приобретает сложную композицию, где преднамеренно преувеличены архитектурные формы. Этот стиль создает впечатление гротеска, ему присуща игра воображения.
Развивается и так называемый Ушной стиль, который присущ Великобритании. К этому стилю относятся и рамы Медичи из Италии или голландские багеты «Lutma».